Получены ответы на резолюцию III Национального горнопромышленного форума

НП «Горнопромышленники России» сообщает, что на имя Председателя Высшего горного совета партнерства Ю.К. Шафранника поступили письма, касающиеся рассмотрения резолюции, принятой III Национальным горнопромышленным форумом, из Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от заместителя министра Е.А. Киселева и от заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) А.В. Трембицкого.
Обсуждение вопросов, изложенных в резолюции, продолжится на IV Национальном горнопромышленном форуме, который пройдет с 11 по 14 апреля в Гостином дворе параллельно с выставкой «ГОРПРОМЭКСПО».
Редакция ГИАБ приводит оба письма без купюр.


НП «Горнопромышленники России» сообщает, что на имя Председателя Высшего горного совета партнерства Ю.К. Шафранника поступили письма, касающиеся рассмотрения резолюции, принятой III Национальным горнопромышленным форумом, из Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от заместителя министра Е.А. Киселева и от заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) А.В. Трембицкого.
Обсуждение вопросов, изложенных в резолюции, продолжится на IV Национальном горнопромышленном форуме, который пройдет с 11 по 14 апреля в Гостином дворе параллельно с выставкой «ГОРПРОМЭКСПО».
Редакция ГИАБ приводит оба письма без купюр.


Уважаемый Юрий Константинович!

Министерство природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № П9-67657 рассмотрело резолюцию Третьего Национального Горнопромышленного форума (далее − Форум), состоявшегося 8 ноября 2017 г., в г. Москва, и по поставленным вопросам в сфере своей компетенции сообщает следующее.

4.1.9 «В целях улучшения условий для добычи драгоценных камней и металлов из техногенных объектов (техногенных россыпей) выделение участков осуществлять... без проведения конкурсов и аукционов. Рассмотреть возможности добычи из техногенных россыпей без геологического изучения недр..».

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Закона Российской Федерации «О недрах» и в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее − законопроект).

В законопроекте предусматривается предоставление права пользования недрами для добычи золота из россыпных месторождений на участках недр с учтенными государственным балансом запасами россыпного золота, не превышающими 10 килограмм, по заявке индивидуального предпринимателя, являющегося гражданином Российской Федерации, без проведения конкурса или аукциона.

В связи с принятым на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева решением, предусмотренный законопроектом механизм предлагается распространить в качестве пилотного проекта на участки недр, расположенные исключительно в границах Магаданской области.

Минприроды России разработан также проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств» (далее − Законопроект по отходам), направленный на упорядочение процедур предоставления в пользование и использования отходов добычи полезных ископаемых, содержащих полезные ископаемые и полезные компоненты (далее − горнопромышленные отходы). Законопроектом по отходам в Закон Российской Федерации «О недрах» вносятся следующие изменения: 
отнесение отходов первичной переработки минерального сырья, предусмотренные статьей 23.3 Закона «О недрах», к горнопромышленным отходам, попадающим под регулирование законодательства Российской Федерации о недрах;
отнесение горнопромышленных отходов к государственному фонду недр;
предоставление права пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых из горнопромышленных отходов по результатам конкурсов или аукционов;
осуществление добычи из горнопромышленных отходов пользователем недр, в результате деятельности которого они образовались, на основании соответствующего технического проекта.

В настоящее время законопроект по отходам дорабатывается по замечаниям Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.

Геологоразведочные работы согласно Положению о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденным распоряжением МПР России от 05.07.1999 № 83-р, включают последовательные стадии: оценочные работы, разведка месторождения, эксплуатационная разведка.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Согласно части 3 статьи 29 и статьи 32 Закона Российской Федерации «О недрах», запасы полезных ископаемых, прошедшие государственную экспертизу, подлежат постановке на государственный учет в установленном порядке.

4.2.1. «... считать целесообразной разработку кодекса о недрах и недропользования (Горного кодекса) для сбалансированного учета интересов государства, инвесторы и населения…»;
4.2.9. «Считать необходимым разработку и внесение в Федеральный закон «О недрах» раздела «О геологическом изучении», содержащего нормы регулирования данного вида пользования недрами, включая права и обязанности государства и недропользователя, создающие благоприятные условия для системного геологического изучения недр страны».

В настоящее время Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее − Закон РФ «О недрах») является основным нормативным правовым актом, предусматривающим комплексное регулирование отношений в области геологического изучения, использования и охраны недр, разведки и добычи полезных ископаемых, использования отходов добычи и связанных с ней перерабатывающих производств, который в настоящих условиях успешно регулирует указанные отношения. Необходимые предпосылки по коренному пересмотру положений действующего законодательства, изменению базовых подходов к правовому регулированию отношений недропользования в Российской Федерации на сегодняшний день отсутствуют.

Ранее уже разрабатывался проект Кодекса Российской Федерации о недрах (№ 218732-3), который по результатам рассмотрения был отклонен Советом Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В связи с чем разработка и принятие Горного кодекса Российской Федерации в настоящее время не требуется. Указанный вывод был поддержан представителями Института Законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в рамках VII Петербургского Международного Юридического Форума 18.05.2017.

В целях обеспечения учета мнения геологической общественности при определении целесообразности разработки нормативного акта, регламентирующего весь процесс геологического изучения недр, и подготовки концепции проекта федерального закона «О геологическом изучении недр», Роснедрами был проведен опрос ведущих компаний недропользователей, профильных геологических институтов, территориальных органов Роснедр, подведомственных организаций Роснедр и его территориальных органов, а также уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их подведомственных организаций (письмо Роснедр от 02.12.2016 № ЕК-01-30/15619 и информация на сайте Роснедр: http://www.rosnedra.gov.ru/article/8869.html). По результатам поступивших предложений недропользователей разработка указанного законопроекта не была поддержана недропользователями.

4.2.4. Выразить озабоченность широкого круга недропользователей в отношении несовершенства действующей Методики расчета разового стартового (минимального) платежа за пользование недрами, прежде всего в отношении многокомпонентных руд. Данная методика, особенно в сложившихся экономических условиях, становится непреодолимым препятствием для реализации проектов по добыче полезных ископаемых. Необходимо усовершенствовать методику расчета стартового платежа на основе универсального подхода к определению стоимости запасов полезных ископаемых и попутных компонентов в соответствии с Налоговым кодексом и другими нормативными правовыми актами.

Издан приказ Минприроды России от 06.12.2017 № 650 «О внесении изменений в Методику расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденную приказом Минприроды России от 30.09.2008 № 232» (регистрационный № 49252 от 14.12.2017), которым предусмотрено введение понижающего коэффициента (0,5) при расчете условных запасов попутных полезных ископаемых и попутных полезных компонентов и забалансовых руд, а также уменьшение значения коэффициента (с 1,5 до 1), учитывающего состояние инфраструктуры района и основных географо-экономических факторов для твердых полезных ископаемых в отношении отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов.

В соответствии с новой редакцией абзаца 8 подпункта 2 пункта 5 Методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной приказом Минприроды России от 30.09.2008 № 232, в случае отсутствия необходимых данных в отчетах о выполненных работах, либо несоответствия качественных характеристик добытого полезного ископаемого таким данным, средняя цена определяется Роснедрами (его территориальными органами) с учетом данных мониторинга цен реализации добытого полезного ископаемого, проводимого государственными казенными учреждениями, подведомственными Роснедрам.

Дальнейшая работа по совершенствованию указанной Методики может быть проведена при условии дополнительного обоснования предлагаемых изменений, в том числе с приложением обосновывающих материалов, подтверждающих экономическую целесообразность внесения предлагаемых изменений в Методику, а также содержащих информацию, характеризующую бюджетную эффективность предлагаемых решений.

4.2.10. «Внести изменения в Закон РФ «О недрах» об одновременном предоставлении лицензии на пользование недрами с предоставлением земельного участка.

Согласно части 1 статьи 25.1 Закона РФ «О недрах» земельные участки предоставляются пользователям недр в соответствии с земельным законодательством, которое предусматривает широкий перечень механизмов предоставления недропользователю прав на землю, в том числе, посредством применения предусмотренного главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 28.06.2013 № АД-П9-4457 уполномоченными органами государственной власти прорабатывались предложения о введении как механизма резервирования земельных участков в целях недропользования, так и изъятия для государственных и муниципальных нужд в указанных целях.

При проработке данных предложений введение механизма резервирования земельных участков в целях недропользования с учетом позиции Минэкономразвития России (письмо от 21.03.2014 №Д23и-886) не было признано целесообразным, в том числе, ввиду отсутствия гарантий предоставления участка недр по результатам проведения аукциона на право пользования недрами, вследствие чего у лица, обращавшегося за резервированием земельных участков для целей недропользования, отпадает необходимость в получении такого земельного участка в пользование.
Кроме того, прорабатывалась возможность законодательного закрепления обязанности федерального органа управления государственным фондом недр по заключению договора аренды земельного участка с его собственником, которая также была признана трудно реализуемой, в связи с тем, что предусмотренная пунктом 1 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации конструкция предварительного договора не рассчитана на случаи заключения подобного договора органом государственной власти от имени и в интересах неопределенного лица, которое будет определено в последующем в рамках аукционных (конкурсных) или заявительных процедур.

Таким образом, реализация предложения об одновременном предоставлении участка недр в пользование и земельного участка, необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами, приведет к существенному затягиванию сроков лицензирования, необходимости выведения из хозяйственного оборота земельных участков до момента возникновения необходимости в реальном использовании таких участков для целей недропользования, существенному повышению размера разовых платежей за пользование недрами, в связи с чем данное предложение не может быть поддержано.

В отношении обеспечения сокращения объемов проектной работы и сроков рассмотрения проектов, унификации проектной документации, вариативности проектных решений, обусловленной изменением экономической ситуации и политикой недропользователя по управлению рисками отмечаем, что данные предложения реализованы применительно к месторождениям углеводородного сырья в связи с принятием Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Минприроды России от 01.11.2013 № 477, Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356.

В свою очередь, в настоящее время разрабатывается новая Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, целью которой является обеспечение перехода от административного регулирования недропользования к механизму, основанному на геолого-экономической и технико-экономической оценке возможности разработки запасов полезных ископаемых, что позволит обеспечить повышение достоверности запасов, упрощение схемы утверждения запасов, снижение административных барьеров, реализацию комплексного подхода к администрированию льготируемых параметров, совершенствование механизма государственного регулирования для вовлечения в разработку неэффективных запасов, гармонизацию с международными системами.

Приказ Минприроды России от 10.01.2018 №3 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» в настоящее время направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

С учетом изложенного, предлагаемые подходы в отношении проектирования разработки месторождений твердых полезных ископаемых будут учтены при разработке в соответствии со статьей 23.2 Закона РФ «О недрах» правил разработки и проектирования месторождений твердых полезных ископаемых.

4.3.9. «Минприроды России, Роснедрам, Минпромторгу России, Минэнерго России, МЧС России... создать федеральный проектный центр обеспечения стратегического развития минерально-сырьевого комплекса России».

Функции предлагаемого к созданию «федерального проектного центра обеспечения стратегического развития минерально-сырьевого комплекса России» реализуют Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию и входящие в его научные учреждения, специализированные по видам геологоразведочных работ и полезных ископаемых.

Указанные учреждения совместно с ФГКУ «Росгеолэкспертиза» и ФБУ «ГКЗ» образуют систему методического и экспертного обеспечения проектного управления воспроизводством минерально-сырьевой базы.

В целом, большая часть рекомендаций Форума учитывается при формировании государственной политики в области геологии и недропользования и реализуется в рамках совершенствования действующего законодательства о недрах на основе анализа правоприменительной практики.
Разрабатываемые в Министерстве проекты нормативных правовых актов и документы стратегического планирования проходят процедуру широкого обсуждения профессиональным геологическим и экспертным сообществом на заседаниях Общественного совета при Минприроды России и Общественного совета при Федеральном агентстве по недропользованию.

Стратегические ориентиры развития отрасли, проблемы и пути их решения Минприроды России и Роснедра готовы обсуждать с представителями других общественных организаций, в том числе с НП «Горнопромышленники России».


Уважаемый Юрий Константинович!

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрела итоговый документ Третьего Национального горнопромышленного форума и отмечает важность предлагаемых решений по наиболее острым проблемам дальнейшего развития горнопромышленного комплекса России с целью роста экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Наряду с важностью предложений в области стратегического планирования, инновационного развития для Ростехнадзора, равно как и для Минприроды России и Союза горнопромышленников России, наиболее значимым в итоговом документе Форума является предложение о разработке Горного кодекса − документа, устанавливающего единообразие по всему спектру вопросов горнодобывающей отрасли промышленности, и являющегося по сути сводом законов и правил, регламентирующих деятельность горнодобывающих организаций и предприятий с момента получения лицензии на недропользование до ликвидации горного объекта после полной отработки запасов полезного ископаемого.

С целью реализации государственной программы импортозамещения считаем особо значимым предложение о совершенствовании и развитии отечественного машиностроения в области производства горных машин “и оборудования, не уступающих по технико-экономическим показателям лучшим образцам зарубежных фирм-изготовителей.

Для повышения роли инженерных кадров, поднятия престижа профессии горного инженера поддерживаем предложение о законодательном закреплении статуса горного инженера с созданием в системе высшего образования органа государственной сертификации горных инженеров с ведением государственного реестра горных инженеров.

Ростехнадзор в пределах имеющихся полномочий готов участвовать в реализации предложений, высказанных на Форуме.




Подписка на рассылку

Раз в месяц Вы будете получать информацию о новом номере журнала, новых книгах издательства, а также о конференциях, форумах и других профессиональных мероприятиях.