НП «Горнопромышленники России» сообщает, что на имя Председателя Высшего горного совета партнерства Ю.К. Шафранника поступили письма, касающиеся рассмотрения резолюции, принятой III Национальным горнопромышленным форумом, из Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от заместителя министра Е.А. Киселева и от заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) А.В. Трембицкого.
Обсуждение вопросов, изложенных в резолюции, продолжится на IV Национальном горнопромышленном форуме, который пройдет с 11 по 14 апреля в Гостином дворе параллельно с выставкой «ГОРПРОМЭКСПО».
Редакция ГИАБ приводит оба письма без купюр.
Уважаемый Юрий Константинович!
Министерство природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № П9-67657 рассмотрело резолюцию Третьего Национального Горнопромышленного форума (далее − Форум), состоявшегося 8 ноября 2017 г., в г. Москва, и по поставленным вопросам в сфере своей компетенции сообщает следующее.
4.1.9 «В целях улучшения условий для добычи драгоценных камней и металлов из техногенных объектов (техногенных россыпей) выделение участков осуществлять... без проведения конкурсов и аукционов. Рассмотреть возможности добычи из техногенных россыпей без геологического изучения недр..».
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Закона Российской Федерации «О недрах» и в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее − законопроект).
В законопроекте предусматривается предоставление права пользования недрами для добычи золота из россыпных месторождений на участках недр с учтенными государственным балансом запасами россыпного золота, не превышающими 10 килограмм, по заявке индивидуального предпринимателя, являющегося гражданином Российской Федерации, без проведения конкурса или аукциона.
В связи с принятым на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева решением, предусмотренный законопроектом механизм предлагается распространить в качестве пилотного проекта на участки недр, расположенные исключительно в границах Магаданской области.
Минприроды России разработан также проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств» (далее − Законопроект по отходам), направленный на упорядочение процедур предоставления в пользование и использования отходов добычи полезных ископаемых, содержащих полезные ископаемые и полезные компоненты (далее − горнопромышленные отходы). Законопроектом по отходам в Закон Российской Федерации «О недрах» вносятся следующие изменения:
отнесение отходов первичной переработки минерального сырья, предусмотренные статьей 23.3 Закона «О недрах», к горнопромышленным отходам, попадающим под регулирование законодательства Российской Федерации о недрах;
отнесение горнопромышленных отходов к государственному фонду недр;
предоставление права пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых из горнопромышленных отходов по результатам конкурсов или аукционов;
осуществление добычи из горнопромышленных отходов пользователем недр, в результате деятельности которого они образовались, на основании соответствующего технического проекта.
В настоящее время законопроект по отходам дорабатывается по замечаниям Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
Геологоразведочные работы согласно Положению о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденным распоряжением МПР России от 05.07.1999 № 83-р, включают последовательные стадии: оценочные работы, разведка месторождения, эксплуатационная разведка.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Согласно части 3 статьи 29 и статьи 32 Закона Российской Федерации «О недрах», запасы полезных ископаемых, прошедшие государственную экспертизу, подлежат постановке на государственный учет в установленном порядке.
4.2.1. «... считать целесообразной разработку кодекса о недрах и недропользования (Горного кодекса) для сбалансированного учета интересов государства, инвесторы и населения…»;
4.2.9. «Считать необходимым разработку и внесение в Федеральный закон «О недрах» раздела «О геологическом изучении», содержащего нормы регулирования данного вида пользования недрами, включая права и обязанности государства и недропользователя, создающие благоприятные условия для системного геологического изучения недр страны».
В настоящее время Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее − Закон РФ «О недрах») является основным нормативным правовым актом, предусматривающим комплексное регулирование отношений в области геологического изучения, использования и охраны недр, разведки и добычи полезных ископаемых, использования отходов добычи и связанных с ней перерабатывающих производств, который в настоящих условиях успешно регулирует указанные отношения. Необходимые предпосылки по коренному пересмотру положений действующего законодательства, изменению базовых подходов к правовому регулированию отношений недропользования в Российской Федерации на сегодняшний день отсутствуют.
Ранее уже разрабатывался проект Кодекса Российской Федерации о недрах (№ 218732-3), который по результатам рассмотрения был отклонен Советом Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В связи с чем разработка и принятие Горного кодекса Российской Федерации в настоящее время не требуется. Указанный вывод был поддержан представителями Института Законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в рамках VII Петербургского Международного Юридического Форума 18.05.2017.
В целях обеспечения учета мнения геологической общественности при определении целесообразности разработки нормативного акта, регламентирующего весь процесс геологического изучения недр, и подготовки концепции проекта федерального закона «О геологическом изучении недр», Роснедрами был проведен опрос ведущих компаний недропользователей, профильных геологических институтов, территориальных органов Роснедр, подведомственных организаций Роснедр и его территориальных органов, а также уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их подведомственных организаций (письмо Роснедр от 02.12.2016 № ЕК-01-30/15619 и информация на сайте Роснедр: http://www.rosnedra.gov.ru/article/8869.html). По результатам поступивших предложений недропользователей разработка указанного законопроекта не была поддержана недропользователями.
4.2.4. Выразить озабоченность широкого круга недропользователей в отношении несовершенства действующей Методики расчета разового стартового (минимального) платежа за пользование недрами, прежде всего в отношении многокомпонентных руд. Данная методика, особенно в сложившихся экономических условиях, становится непреодолимым препятствием для реализации проектов по добыче полезных ископаемых. Необходимо усовершенствовать методику расчета стартового платежа на основе универсального подхода к определению стоимости запасов полезных ископаемых и попутных компонентов в соответствии с Налоговым кодексом и другими нормативными правовыми актами.
Издан приказ Минприроды России от 06.12.2017 № 650 «О внесении изменений в Методику расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденную приказом Минприроды России от 30.09.2008 № 232» (регистрационный № 49252 от 14.12.2017), которым предусмотрено введение понижающего коэффициента (0,5) при расчете условных запасов попутных полезных ископаемых и попутных полезных компонентов и забалансовых руд, а также уменьшение значения коэффициента (с 1,5 до 1), учитывающего состояние инфраструктуры района и основных географо-экономических факторов для твердых полезных ископаемых в отношении отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов.
В соответствии с новой редакцией абзаца 8 подпункта 2 пункта 5 Методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной приказом Минприроды России от 30.09.2008 № 232, в случае отсутствия необходимых данных в отчетах о выполненных работах, либо несоответствия качественных характеристик добытого полезного ископаемого таким данным, средняя цена определяется Роснедрами (его территориальными органами) с учетом данных мониторинга цен реализации добытого полезного ископаемого, проводимого государственными казенными учреждениями, подведомственными Роснедрам.
Дальнейшая работа по совершенствованию указанной Методики может быть проведена при условии дополнительного обоснования предлагаемых изменений, в том числе с приложением обосновывающих материалов, подтверждающих экономическую целесообразность внесения предлагаемых изменений в Методику, а также содержащих информацию, характеризующую бюджетную эффективность предлагаемых решений.
4.2.10. «Внести изменения в Закон РФ «О недрах» об одновременном предоставлении лицензии на пользование недрами с предоставлением земельного участка.
Согласно части 1 статьи 25.1 Закона РФ «О недрах» земельные участки предоставляются пользователям недр в соответствии с земельным законодательством, которое предусматривает широкий перечень механизмов предоставления недропользователю прав на землю, в том числе, посредством применения предусмотренного главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 28.06.2013 № АД-П9-4457 уполномоченными органами государственной власти прорабатывались предложения о введении как механизма резервирования земельных участков в целях недропользования, так и изъятия для государственных и муниципальных нужд в указанных целях.
При проработке данных предложений введение механизма резервирования земельных участков в целях недропользования с учетом позиции Минэкономразвития России (письмо от 21.03.2014 №Д23и-886) не было признано целесообразным, в том числе, ввиду отсутствия гарантий предоставления участка недр по результатам проведения аукциона на право пользования недрами, вследствие чего у лица, обращавшегося за резервированием земельных участков для целей недропользования, отпадает необходимость в получении такого земельного участка в пользование.
Кроме того, прорабатывалась возможность законодательного закрепления обязанности федерального органа управления государственным фондом недр по заключению договора аренды земельного участка с его собственником, которая также была признана трудно реализуемой, в связи с тем, что предусмотренная пунктом 1 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации конструкция предварительного договора не рассчитана на случаи заключения подобного договора органом государственной власти от имени и в интересах неопределенного лица, которое будет определено в последующем в рамках аукционных (конкурсных) или заявительных процедур.
Таким образом, реализация предложения об одновременном предоставлении участка недр в пользование и земельного участка, необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами, приведет к существенному затягиванию сроков лицензирования, необходимости выведения из хозяйственного оборота земельных участков до момента возникновения необходимости в реальном использовании таких участков для целей недропользования, существенному повышению размера разовых платежей за пользование недрами, в связи с чем данное предложение не может быть поддержано.
В отношении обеспечения сокращения объемов проектной работы и сроков рассмотрения проектов, унификации проектной документации, вариативности проектных решений, обусловленной изменением экономической ситуации и политикой недропользователя по управлению рисками отмечаем, что данные предложения реализованы применительно к месторождениям углеводородного сырья в связи с принятием Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Минприроды России от 01.11.2013 № 477, Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356.
В свою очередь, в настоящее время разрабатывается новая Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, целью которой является обеспечение перехода от административного регулирования недропользования к механизму, основанному на геолого-экономической и технико-экономической оценке возможности разработки запасов полезных ископаемых, что позволит обеспечить повышение достоверности запасов, упрощение схемы утверждения запасов, снижение административных барьеров, реализацию комплексного подхода к администрированию льготируемых параметров, совершенствование механизма государственного регулирования для вовлечения в разработку неэффективных запасов, гармонизацию с международными системами.
Приказ Минприроды России от 10.01.2018 №3 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» в настоящее время направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
С учетом изложенного, предлагаемые подходы в отношении проектирования разработки месторождений твердых полезных ископаемых будут учтены при разработке в соответствии со статьей 23.2 Закона РФ «О недрах» правил разработки и проектирования месторождений твердых полезных ископаемых.
4.3.9. «Минприроды России, Роснедрам, Минпромторгу России, Минэнерго России, МЧС России... создать федеральный проектный центр обеспечения стратегического развития минерально-сырьевого комплекса России».
Функции предлагаемого к созданию «федерального проектного центра обеспечения стратегического развития минерально-сырьевого комплекса России» реализуют Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию и входящие в его научные учреждения, специализированные по видам геологоразведочных работ и полезных ископаемых.
Указанные учреждения совместно с ФГКУ «Росгеолэкспертиза» и ФБУ «ГКЗ» образуют систему методического и экспертного обеспечения проектного управления воспроизводством минерально-сырьевой базы.
В целом, большая часть рекомендаций Форума учитывается при формировании государственной политики в области геологии и недропользования и реализуется в рамках совершенствования действующего законодательства о недрах на основе анализа правоприменительной практики.
Разрабатываемые в Министерстве проекты нормативных правовых актов и документы стратегического планирования проходят процедуру широкого обсуждения профессиональным геологическим и экспертным сообществом на заседаниях Общественного совета при Минприроды России и Общественного совета при Федеральном агентстве по недропользованию.
Стратегические ориентиры развития отрасли, проблемы и пути их решения Минприроды России и Роснедра готовы обсуждать с представителями других общественных организаций, в том числе с НП «Горнопромышленники России».
Уважаемый Юрий Константинович!
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрела итоговый документ Третьего Национального горнопромышленного форума и отмечает важность предлагаемых решений по наиболее острым проблемам дальнейшего развития горнопромышленного комплекса России с целью роста экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Наряду с важностью предложений в области стратегического планирования, инновационного развития для Ростехнадзора, равно как и для Минприроды России и Союза горнопромышленников России, наиболее значимым в итоговом документе Форума является предложение о разработке Горного кодекса − документа, устанавливающего единообразие по всему спектру вопросов горнодобывающей отрасли промышленности, и являющегося по сути сводом законов и правил, регламентирующих деятельность горнодобывающих организаций и предприятий с момента получения лицензии на недропользование до ликвидации горного объекта после полной отработки запасов полезного ископаемого.
С целью реализации государственной программы импортозамещения считаем особо значимым предложение о совершенствовании и развитии отечественного машиностроения в области производства горных машин “и оборудования, не уступающих по технико-экономическим показателям лучшим образцам зарубежных фирм-изготовителей.
Для повышения роли инженерных кадров, поднятия престижа профессии горного инженера поддерживаем предложение о законодательном закреплении статуса горного инженера с созданием в системе высшего образования органа государственной сертификации горных инженеров с ведением государственного реестра горных инженеров.
Ростехнадзор в пределах имеющихся полномочий готов участвовать в реализации предложений, высказанных на Форуме.